Уральский и Западно – Сибирский регионы обладают большими запасами местных топливных ресурсов естественного (торф, бурый уголь, штыб тощих углей, древесина и т.д.) и техногенного (нефтекокс, промышленные и бытовые отходы) происхождения. На юге Тюменской и Курганской областей имеются значительные запасы отходов переработки с/х продукции (солома и др.). Имея обширную номенклатуру, местные ТЭР располагаются как правило поблизости от потребителя в виде локальных залежей с различными характеристиками и в качестве топлива экспорту не подлежат. Однако в условиях глобализации экономики они могут попадать в разряд ценного сырьевого ресурса и интенсивно вымываться из региона (как например торф из северо – западных регионов России и Прибалтики).
Своевременное вовлечение местных ТЭР в хозяйственную деятельность может решить проблему топливообеспечения коммунально–бытового и частично промышленного секторов региона на многие десятилетия. Низкая разработанность месторождений МТ, отсутствие инфраструктуры, современных технологий использования, соответствующей машиностроительной базы (горнодобывающей, энергомашиностроительной) требует больших инновационных вложений. Их не позволяют произвести незрелость общества, отсутствие у большинства местных администраций и хозяйственных элит центростремительно – ориентированной политической воли, экономической заинтересованности и должностной инициативы по развитию производительных сил собственного региона, в том числе - по организации добычи, производства и использования местных топлив местными же силами.
Существуют положительные примеры решения проблемы местных топлив. В дальнем зарубежье известен яркий опыт одной из бывших российских губерний - Финляндии, развившей в последние два десятилетия (в основном по экологическим мотивам - ради спасения своих лесов) современное энергомашиностроение, и переведшей коммунальную энергетику на передовые технологии сжигания местных топлив (в газогенераторных и слоевых топках, котлах ЦКС и др.). В России в области использования местных ТЭР наиболее заметен практический положительный опыт Татарии и Башкирии.
МТ имеют низкие и разнообразные теплотехнические и
экологические характеристики. Наиболее тяжелыми в теплотехническом отношении
свойствами являются:
· забалластированность (золой, влагой, кислородом, азотом, компонентами основного состава - калием, хлором - в биомассах)
· повышенное содержание и термостойкость летучих
· наличие серы (в углях, отходах резино-шинного производства, нефтекоксе), переходящих в возгоны щелочных металлов (в биомассах)
·
низкая калорийность топлив
· повышенные загрязняющие, шлакующие и коррозионные свойства топлив, их склонность к низкотемпературному (500 0С) шлакованию.
На первый план выступают две взаимно противоположные проблемы:
· необходимость развития температур, достаточных для поддержания горения
· уход от шлакования.
Подобные коллизии создают серьезные затруднения для использования местных топлив в ныне действующих энергоустановках с иным расчетным топливом и ставят их в неконкурентоспособные условия по сравнению с системами, работающими на дальнепривозных кондиционных видах.