Существующий на
сегодняшний день научный и практический задел,
позволяет определить подход к использованию местных топлив
и созданию технической компоненты для вовлечения их прежде всего в малую энергетику с целью экономии в
коммунальном секторе дальнепривозного угля, дизельного топлива и природного
газа (в области большой энергетики ситуация складывается следующим образом).
Сущность подхода заключается в реализации общей идеи
газификации (тем или иным способом) локальных скоплений горючих органических
масс с расчленением процесса сжигания твердого топлива на два
проводимых раздельно и управляемых подпроцесса (газификация органической массы и дожигание получаемого горючего газа), каждый из
которых совершается в отдельном аппарате – газогенераторе и газопотребителе
(котле, ДВС) соответственно.
Первый подпроцесс
может проводиться в низкотемпературной области с применением катализаторов, колониальных микроорганизмов (биоконверсия), а в высокотемпературной области воздействием частотного излучения (в
диапазоне ультразвуковых колебаний, а так же СВЧ - параметров), либо непосредственым термическим воздействием.
Каталитическая газификация проходит
жидкофазно в гомогенных условиях при относительно низких температурах (порядка
150 0С) и предваряется растворением исходного субстрата в
органических растворителях в присутствии катализаторов типа хлоридов алюминия,
никеля или палладия.
Биоконверсия органического сырья осуществляется колониальными
микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности. Для энергетических целей
используются колонии метаногенерирующих бактерий. В качестве исходного сырья
применяются различные виды растительных биомасс совместно с отходами животноводства,
либо непосредственно.
Частотные воздействия, используемые в
настоящее время лишь для проведения физических или химических процессов, таких
как сушка, измельчение, термообработка и собственно газификация, реально имеют
значительно больший потенциал воздействия на топливо. Наиболее перспективное
направление здесь – полевое воздействие на молекулярную структуру вещества с
целью высвобождения энергии, скрытой в неспаренных радикализованных единицах
его структуры.
Термическая газификация осуществляется
по различным схемам, в зависимости от вида топлива и необходимого конечного
продукта. Для высокосортовых кондиционных твердых топлив доступны наиболее
интенсивные (хотя и наиболее энерго- и материалоемкие) процессы, протекающие
при температурах порядка 1800 0С в пылевидном состоянии топлива. При
высоких температурах так же проводится газификация углей различного сортового и
гранулометрического состава в аэрошлаковом
расплаве (прототип –
металлургический процесс «РОМЕЛТ»).
Для МТЭР и особенно вовлекаемых в сферу маломасштабной
энергетитки наиболее приемлемым по различным соображениям выступает технология
слоевой газификации органической массы. Наиболее разработанными в данной технологии являются процессы
газификация в плотном (ПС) или кипящем (КС) слое. В обоих случаях отделение
золы от органической массы производится путем перевода последней в горючее
газообразное состояние. Процесс разделения протекает управляемо и позволяет
более или менее уверенно уйти от шлакования решетки.
Этот
подход не нов. Он имеет богатую предысторию. А в настоящее время в России происходит постепенное возвращение к
подобным технологиям, причем на современном научном уровне.
Применение газификации
местных топлив позволяет выполнить два условия:
·
технико-экономическое: использование местного топлива в отдаленных от линий
тепло-, электро- и газоснабжения районах часто является более целесообразным,
чем создание инфраструктуры для доставки кондиционного топлива либо
энергоносителей
·
эколого-технологическое: в силу особенностей ведения процесса двустадийное сжигание
позволяет значительно снизить эмиссию СО2, NOX, SO2, CO, сажи по сравнению с прямым сжиганием в одном аппарате.
Наилучший эффект подавления SO2
(связывания его оксидом кальция до гипса) достигается при Т=800-850 0С,
поддерживаемой в зоне газификации газогенератора, где удобно реализовать этот
этап очистки газов.
Оксиды азота NOХ не образуются
вследствие низких температур и восстановительного характера атмосферы, в
которую выделяется азот топлива, а также малого времени пребывания горючего
газа в зоне высоких температур при дожигании его на второй стадии.
Сажистые фракции не появляются, так как в процессе пиролиза топлива из него
отгоняются летучие соединения, несущие “сажистый” углерод, которые в дальнейшем
сгорают.
Эмиссия углекислого
газа при
работе на твердых топливах обычно выше, чем при работе на топливах
газообразных. В случае предварительной газификации твердого топлива удается
получить показатели по концентрации СО2 в продуктах сгорания
соответствующие сжиганию газа.
Окись углерода, вырабатываемая на первой стадии в
максимально возможном количестве, полностью догорает на второй стадии.